История возникновения школы №79
В Ипподромском районе г. Новосибирска среди тенистых улиц с маленькими домами в полисадниках 1936 г. Построили кирпичное здание в 3 этажа – школу № 46. С одной стороны, вдоль улицы Ипподромской – длинный забор ипподрома. С другой – через улицу Сенную (ныне улица Селезнева) – старое городское кладбище (потом барахолка, теперь – «Березовая роща»).
Окраина города, поросшие лопухами и одуванчиками улицы, куры и утки на дороге, тишина и вдруг стройка! Школьное здание по самому современному проекту – с широкими вместительными классами с огромными окнами на солнце. Десяток таких школ подарил город детям Новосибирска в том 1936 г.
Новая школа стала культурным центром района. Не избалованные вниманием и разнообразием досуга ребята проводили в школе каждый день. Любительские школьные спектакли, шахматные турниры, лыжные походы, шумные комсомольские собрания хранят в памяти ее первые выпускники. В 1941, 42, 43 годах из маленьких калиток разных домов, мимо притихшей школы, ушли они на фронт. Имена многих погибших на школьной мемориальной стене «Помнит мир спасенный».
В 1938 году школа сделала свой первый довоенный выпуск. В 1942 году – последний военный выпуск. В 1942 году – последний военный выпуск. Школа стала госпиталем. Эвагоспиталь №3348, созданный на базе Харьковсого института ортопедии и травматологии, разместились в школе, стал госпиталем №9424 для наших раненых. В конце войны это был госпиталь для пленных немцев. Только в 1948 году снова зазвенел школьный звонок. Но теперь это уже была 79 средняя школа. Здание едва вмещало массу учащихся. Учились в 2-3 смены. Коридоры школы были перегорожены: по одну сторону учились девочки, по другую мальчики. Еще 10-12 лет почти у всех учащихся не было отцов, погибли на войне. Детей растили и кормили одни матери, на целый день уходившие на работу и все воспитательные функции выполняла школа.
Педагогический коллектив был сильным, знания давались отменные. Вера Витальевна Савельева, Нина Андреевна Мищенко – учителя начальных классов. Клавдия Михайловна Дюригена, Александр Иванович Фомин, Татьяна Евгеньевна Доцевич–учителя математики; Зинаида Дмитриевна Добровольская – биолог; Мария Рафаиловна Трескова, тамара Никитична Песипова – историки; Надежда АртемьевнаБаргер – рисование и черчение.
В 1953 году в школу пришла большая группа молодежи – выпускники НГПИ. Директор школы Зима Яков Николаевич сам отбирал молодые кадпы в пединституте, в отделе кадров ГорОНО. Коллектив стал молодым жизнерадостным, энергичным. В 1952 году школа сделала свой первый послевоенный выпуск. А в 1953 году появилась первая золотая медаль. Ее получила Чичеватова Элеонора.
В 1954 году начался новый этап в жизни школы: в этом году произошло воссоединение мужских и женских школ. В школу пришли мальчики из ближайших 95 и 4 мужских школ отнюдь не отличавшиеся примерной дисциплиной учащихся. Мальчики рассказывали, как предвкушали «разнести этот женский монастырь». Но на первых же уроках были поражены, озадачены и смущены превосходством девчонок в знаниях, умением держаться. Они очень быстро прижились в школе, стали своими. Сближали классные коллективы летние и осенние выезды в колхоз на полевые работы эти выезды длились до 60-годов. Жили в телятнике, спали на соломе, конечно без всякого постельного белья. Кормили полевой похлебкой, картошкой, молоком. Осенью работали весь день, часто под дождем, под снежной крупкой. Складывались очень сердечные отношения с учителями, которые работали наравне с ребятами, согревающими детей заботой и дружбой.
В 1960 году в школу пришел новый директор – Эдуард Александрович Быков. Жизнь школы обновилась, влилась живительная струя.
Школе повезло: до 1985 г., ею руководил талантливый, идущий педагог, добрый, чуткий человек, влюбленный в школу. Сила любви к своей школе у Эдуарда Александровича была такой, что после жесточайшего инсульта в 1976 году он остался в школе, ее директором до 1985 г. – он первый приезжал в школу в день начала экзаменов, чтобы пожелать детям удачи. Он встречал их 1 сентября на пороге школы. Он каждый день по телефону задавал вопрос – как в школе?
При Эдуарде Александровиче в школе сложился коллектив единомышленников, людей творческих, связанных общими педагогическими принципами и заветами.
Он на долгие годы определил пути развитии школы, её традиции: палаточный лагерь «Бригантина» (1961 г.) на берегу Бердского залива; шлюпочные походы по Оби; поездки в Горную Шорию. Сотни детей, учителей прошли через эту школу романтики и творчества, дружбы и сотрудничества. При Эдуарде Александровиче в школе сложился коллектив единомышленников, людей творческих, мечтающих и готовых служить делу школы, связанных общими педагогическими принципами и заветами. Среди них – хранительница духа и очага 79 школы, бессменно проработавшая много лет завучем Некрасова Светлана Артемьевна.
Недолгое время директором школы был сегодняшний директор Аэрокосмического лицея Босых Владимир Васильевич. Именно он сумел убедить городских чиновников в том, что школе нужно новое здание.
Семь лет назад возглавляла школу Качаева Елена Николаевна, молодой талантливый педагог, ученица Э.А. Быкова. Она начала с ним работать вожатой, потом учителем русского языка и литературы, потом организатором внеклассной работы – и директором школы по его рекомендации. Под ее деятельным руководством было пристроено здание старшей школы, открылся бассейн.
Школа всегда славилась традициями в художественном воспитании детей. В 1988 году на базе средней школы №79 был создан музыкально-эстетический центр «Весна», основателем которого стала Грузинцева Ольга Кирилловна, отличник народного просвещения.
В период с 1993 по 1966 гг. обязанности директора исполняла заслуженный учитель Российской Федерации Белоусова Лидия Акимовна. В это время было значительно обновлено школьное оборудование, а начальная школа начала работать по развивающим программам Л. Занкова, Б. Неменского, Д. Кобалевского и других.
С 1996 по 2000 г. Школу возглавляла Мартынова Татьяна Валерьевна, отличник народного просвещения, которая ныне является начальником Центрального РОНО. Под ее умелым руководством школа перешла из режима функционирования в режим развития.
Строительные перемены в обществе не могли отразиться и на жизнедеятельности школы. Учителя начальных классов стали работать в исследовательском режиме, основанном на организации личностно-ориентированного обучения, на валеологическом подходе к учебному процессу, на педагогике сотрудничества при постоянном мониторинге качества обучения. Благодаря слаженной работе кафедре учителей начальных классов, была составлена база диагностических данных на учащихся начальной школы, использование которой позволило повысить эффективность и качество обучения.
В настоящее время создается база данных об учащихся среднего звена, которая поможет педагогическому коллективу не просто решать проблему преемственности в обучении между начальными классами и со средним звеном, но и управлять самим процессом, делая переход учащихся на другую ступень менее болезненным.
В 1996 году при институте «Открытое общество на площадке переподготовки учителей – гуманитариев» состоялась защита школьного проекта «Выстраивание гуманитарного пространства в условиях общеобразовательной средней школы». А в сентябре 1999 г. сам проект, в концептуальной идее которого лежит идея о создании условий для развития творческих способностей учащихся, формирование социально адаптированной личности стал победителем первого тура конкурса «Инвестиционный потенциал г. Новосибирска на рубеже XXI века». Этот проект успешно осуществляется на практике.
Гуманитарное пространство осваивается сразу в нескольких направлениях: через работу литературно-музыкального салона, через программу «Особенный путь русской поэзии», в основе которого лежит тесное сотрудничество со специалистами школы искусств «Весна» (именно такой статус приобрел музыкально-эстетический центр спустя десять лет); через участие детей в творческом проекте «Я – автор».
Почти одновременно начала выходить в свет школьная газета «Бригантина». Тираж газеты 300-500 экземпляров, организаторы и авторы материалов, учащиеся гуманитарных классов. В апреле 1999 г. газета стала победителем городского конкурса детских и юношеских средств массовой информации, проводимого в рамках Сибирской ярмарки «УчСиб-99» и обладателем диплома малой Золотой Медали.
С 1995 года учащиеся 9 – 11 классов участвуют в научно-практических конференциях «Юность. Наука культура».
Спустя год было образовано научное общество учащихся, руководство которым осуществляют методические объединения учителей, кафедры.
В 1999 году в школе наряду с имеющимися гуманитарными классами были открыты психолого-педагогический класс, в котором кроме школьных учителей стали работать преподаватели НГПУ, и архитектурно-дизайнерский класс, сотрудничающий с НГХА, физико-математический класс для учащихся, ориентированный на поступление в НГТУ и НГАВТ.
Большую роль в учебном процессе играет социально-психологическая служба, которая осуществляет профилактическую работу среди подростков из группы риска, проводит индивидуальное консультирование учащихся, учителей и родителей, создает и апробирует программу сопровождения учебного процесса, повышает уровень психологической культуры, проводя постоянно действующие семинары.
Одним из интересных направлений работы психологической службы стало участие в областной программе «Стартующий подросток», позволяющей переориентировать детей из группы риска на конструктивную деятельность, дать опыт участия в творческих делах. Команда учащихся нашей школы заняла первое место в городском и областном конкурсе.
Оздоровление детей – приоритетная область деятельности школы. Реализации этой цели способствует созданный лечебно-оздоровительный комплекс, в котором работает бассейн, фитоцентр, тренажерный зал, стоматологический кабинет.
В 2000 году в школе появился «Шик» - школьный интеллектуальный клуб, действующий в рамках образовательных проектов ГЦРО «Великие люди мира» и «Золотой ключик». Сегодня клуб наших эрудитов победы в районных, городских и региональных турах интеллектуальных игр.
В 2001 году директором становится ее выпускница, учитель высшей квалификационной категории Денисова Светлана Анатольевна. В этом же году начала работать экспериментальная площадка СГГА. Открыт школьный музей.
Современный коллектив, его руководители стараются бережно охранять традиции школы и среди них главную – школа должна оставаться теплым домом, куда можно вернуться, как в детство, чтобы вдохнуть добра, справедливости, чистоты. Как в песне» «И если вдруг удача запропала, пройди по тихим школьным этажам…».